4 сентября 2019

Человеческий капитал для новой Евразии

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Человеческий капитал — основа экономики

«Население составляет основу, хребет нашей экономики. В экономике потребление — самый важный фактор, а потребление зависит от численности и платежеспособности, доходов населения. Людской капитал становится все более и более приоритетной задачей для нас», — Бамбан Броджонегоро, Министр планирования национального развития Республики Индонезия.

«Качество человеческого капитала, то есть умение создать команду, найти людей, которые имеют соответствующие компетенции, умения, навыки — это трудности, с которыми сталкиваются наши студенты», — Андрей Шаронов, президент Московской школы управления СКОЛКОВО.

«В экономике людской ресурс является самым критическим компонентом», — Ольга Архангельская, партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ компании EY.

Назрели изменения в образовательных системах

«Мир меняется. Образовательные институты сами по себе представляют проблему отсутствия опыта, чтобы учиться <...> Институты и бизнес должны работать вместе, они должны обучать людей», — Раджендра Сривастава, ректор Индийской школы бизнеса.

«Воспитать в людях новый образ мыслей, новый подход, новое мышление, настрой. Мы верим в предпринимательство, в людей, которые думают по-предпринимательски», — Шив Викрам Кхемка, заместитель председателя правления Группы САН.

 

ПРОБЛЕМЫ

Образование не успевает за изменением технологий

«Это не только навыки, это скорость изменений. Если мы возьмем информационные технологии — содержание должно обновляться каждые 3 года. Мы говорим о миллионах людей, которым нужно обновлять навыки», — Шив Викрам Кхемка, заместитель председателя правления Группы САН.

«Скорость изменений очень высока. Я думаю, что есть естественные ограничители этого роста, потому что человеческий мозг не сможет охватить этот рост — очень быстрые качественные скачки», — Александр Сергеев, президент Российской академии наук.

Недостаток методик развития гибких навыков (soft skills)

«Проанализировали и попытались сравнить резюме международных менеджеров. Существует расхождение <…> Наши менеджеры вперед показывают hard skills. Менеджеры зарубежные, наоборот, soft skills выдвигают на первое место», — Андрей Шаронов, президент Московской школы управления СКОЛКОВО.

«Есть еще и отношения, не только умения и навыки, но и отношения. Когда человек оперирует такими умениями и навыками, это высший пилотаж», — Дилип Ченой, генеральный секретарь Федерации торгово-промышленных палат Индии (ФИККИ).

Отсутствие стандартов в сфере подготовки кадров

«В этой сфере (подготовки кадров — Ред.) не существует общих стандартов. Это препятствует межотраслевой мобильности кадров, межрегиональной мобильности кадров внутри отдельных стран. И это еще больше препятствует международной кооперации», — Петр Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”».

Роботизация и старение населения обостряют проблему занятости

«Роботизация уничтожит много рабочих мест — смогут ли люди угнаться за этим мощным скачком в развитии техники? <…> Образование — это не только высшее образование и академическое образование, а то, как вы сможете выжить, как вы сможете получить работу», — Шив Викрам Кхемка, заместитель председателя правления Группы САН.

«Что делать с образованными сотрудниками, достигающими пенсионного возраста? <…> Если посмотреть на Европу, люди, выходящие на пенсию, получают 60-65% их последнего заработка. А у нас это значительно меньше. Поэтому эта перспектива не очень привлекательна для людей <…> продолжительность нашей жизни увеличивается. <...> Замечательно, что мы дольше живем, но что нам делать с нами во второй части жизни?» — Александр Сергеев, президент Российской академии наук.

 

РЕШЕНИЯ

Расширение международного сотрудничества в сфере образования

«У нас есть большой пул человеческих ресурсов, и нам требуется не снижать темпов, повышать их. И мы должны учиться у таких стран, как Россия, Япония, Индия и Корея — это наша возможность улучшить наш человеческий капитал», — Бамбан Броджонегоро, Министр планирования национального развития Республики Индонезия.

«В Индии переизбыток инженеров, и, если бы мы могли с Индонезией сотрудничать, мы могли бы поделиться инженерной школой и специалистами <…> Очень важно использовать сотрудничество науки и бизнеса, как это попытались делать в “Сколково”», — Раджендра Сривастава, ректор Индийской школы бизнеса.

Создание условий для занятости старшего поколения

«Мы должны убедиться, что стареющее население будет как можно дольше работать. И дольше и больше сделают инвестиций. Это будет профессиональный источник, который будет инвестировать в то, чтобы мы получили первым бонусом. Стареющее работает дольше, помогая молодому больше достичь», — Бамбан Броджонегоро, Министр планирования национального развития Республики Индонезия.

Внедрение новых методик образования

«Разрабатывая систему образования, мы должны hard skills дополнять soft skills. Soft skills подразумевают способность быть руководителем, быть лидером», — Бамбан Броджонегоро, Министр планирования национального развития Республики Индонезия. 

«Мы в России ставим задачу сформировать что-то вроде skills-паспорта. Общий для работодателей, для административных кадров и для человека. С тем, чтобы был общий набор критериев и стандартов», — Петр Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

«Нам нужно создать 1 млн и 200 тыс. рабочих мест в ближайшие 30 лет. Мы находимся в начале образовательной революции. Благодаря технологиям образование будет доступно», — Шив Викрам Кхемка, заместитель председателя правления Группы САН.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также