4 сентября 2019
КЛЮЧЕВЫЕ
ВЫВОДЫ
Человеческий капитал —
основа экономики
«Население
составляет основу, хребет нашей экономики. В экономике потребление — самый
важный фактор, а потребление зависит от численности и платежеспособности,
доходов населения. Людской капитал становится все более и более приоритетной
задачей для нас», — Бамбан Броджонегоро, Министр планирования национального
развития Республики Индонезия.
«Качество
человеческого капитала, то есть умение создать команду, найти людей, которые
имеют соответствующие компетенции, умения, навыки — это трудности, с которыми
сталкиваются наши студенты», — Андрей Шаронов, президент Московской школы
управления СКОЛКОВО.
«В
экономике людской ресурс является самым критическим компонентом», — Ольга
Архангельская, партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям
секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в
СНГ компании EY.
Назрели изменения в
образовательных системах
«Мир
меняется. Образовательные институты сами по себе представляют проблему
отсутствия опыта, чтобы учиться <...> Институты и бизнес должны работать
вместе, они должны обучать людей», — Раджендра Сривастава, ректор Индийской
школы бизнеса.
«Воспитать
в людях новый образ мыслей, новый подход, новое мышление, настрой. Мы верим в
предпринимательство, в людей, которые думают по-предпринимательски», — Шив
Викрам Кхемка, заместитель председателя правления Группы САН.
ПРОБЛЕМЫ
Образование не успевает
за изменением технологий
«Это
не только навыки, это скорость изменений. Если мы возьмем информационные
технологии — содержание должно обновляться каждые 3 года. Мы говорим о
миллионах людей, которым нужно обновлять навыки», — Шив Викрам Кхемка,
заместитель председателя правления Группы САН.
«Скорость
изменений очень высока. Я думаю, что есть естественные ограничители этого
роста, потому что человеческий мозг не сможет охватить этот рост — очень
быстрые качественные скачки», — Александр Сергеев, президент Российской
академии наук.
Недостаток методик
развития гибких навыков (soft
skills)
«Проанализировали
и попытались сравнить резюме международных менеджеров. Существует расхождение
<…> Наши менеджеры вперед показывают hard skills. Менеджеры зарубежные,
наоборот, soft skills выдвигают на первое место», — Андрей Шаронов, президент
Московской школы управления СКОЛКОВО.
«Есть
еще и отношения, не только умения и навыки, но и отношения. Когда человек
оперирует такими умениями и навыками, это высший пилотаж», — Дилип Ченой,
генеральный секретарь Федерации торгово-промышленных палат Индии (ФИККИ).
Отсутствие стандартов в
сфере подготовки кадров
«В
этой сфере (подготовки кадров — Ред.) не существует общих стандартов.
Это препятствует межотраслевой мобильности кадров, межрегиональной мобильности
кадров внутри отдельных стран. И это еще больше препятствует международной
кооперации», — Петр Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических
разработок “Северо-Запад”».
Роботизация и старение
населения обостряют проблему занятости
«Роботизация
уничтожит много рабочих мест — смогут ли люди угнаться за этим мощным скачком в
развитии техники? <…> Образование — это не только высшее образование и
академическое образование, а то, как вы сможете выжить, как вы сможете получить
работу», — Шив Викрам Кхемка, заместитель председателя правления Группы САН.
«Что
делать с образованными сотрудниками, достигающими пенсионного возраста?
<…> Если посмотреть на Европу, люди, выходящие на пенсию, получают 60-65%
их последнего заработка. А у нас это значительно меньше. Поэтому эта
перспектива не очень привлекательна для людей <…> продолжительность нашей
жизни увеличивается. <...> Замечательно, что мы дольше живем, но что нам
делать с нами во второй части жизни?» — Александр Сергеев, президент Российской
академии наук.
РЕШЕНИЯ
Расширение международного
сотрудничества в сфере образования
«У
нас есть большой пул человеческих ресурсов, и нам требуется не снижать темпов,
повышать их. И мы должны учиться у таких стран, как Россия, Япония, Индия и
Корея — это наша возможность улучшить наш человеческий капитал», — Бамбан
Броджонегоро, Министр планирования национального развития Республики Индонезия.
«В
Индии переизбыток инженеров, и, если бы мы могли с Индонезией сотрудничать, мы
могли бы поделиться инженерной школой и специалистами <…> Очень важно
использовать сотрудничество науки и бизнеса, как это попытались делать в
“Сколково”», — Раджендра Сривастава, ректор Индийской школы бизнеса.
Создание условий для
занятости старшего поколения
«Мы
должны убедиться, что стареющее население будет как можно дольше работать. И
дольше и больше сделают инвестиций. Это будет профессиональный источник,
который будет инвестировать в то, чтобы мы получили первым бонусом. Стареющее
работает дольше, помогая молодому больше достичь», — Бамбан Броджонегоро,
Министр планирования национального развития Республики Индонезия.
Внедрение новых методик
образования
«Разрабатывая
систему образования, мы должны hard skills дополнять soft skills. Soft skills
подразумевают способность быть руководителем, быть лидером», — Бамбан
Броджонегоро, Министр планирования национального развития Республики
Индонезия.
«Мы
в России ставим задачу сформировать что-то вроде skills-паспорта. Общий для
работодателей, для административных кадров и для человека. С тем, чтобы был
общий набор критериев и стандартов», — Петр Щедровицкий, член правления Фонда
«Центр стратегических разработок «Северо-Запад».
«Нам
нужно создать 1 млн и 200 тыс. рабочих мест в ближайшие 30 лет. Мы находимся в
начале образовательной революции. Благодаря технологиям образование будет
доступно», — Шив Викрам Кхемка, заместитель председателя правления Группы САН.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org