6 сентября 2022
Ключевые выводы
Выбор выпускников школ по всей России сместился в пользу среднего профессионального образования, в том числе благодаря программе «Профессионалитет»
«У нас сегодня отмечается очень интересная тенденция — взрывной рост интереса к системе среднего профессионального образования среди детей по всей стране. В 2020 году 60% выпускников девятых классов пошли продолжать свое образование в техникумы. Также значительная часть [выпускников. — Ред.] после 11-го класса пошла сначала в техникум. Это, конечно, очень хорошо, потому что эти ребята — те самые кадры для реального сектора экономики», — Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
«Действительно, наблюдается тенденция смещения фокуса на среднее профессиональное образование. И здесь надо отдать должное тем инициативам Минпросвещения, которые мы с радостью поддержали, — я имею ввиду программу "Профессионалитет" [федеральный проект "Профессионалитет" запущен 1 сентября 2022 года и является образовательным экспериментом Министерства просвещения Российской Федерации, цель которого — в сжатые сроки подготовить квалифицированных специалистов, обладающих практическими знаниями и навыками для работы в реальном секторе экономики, — Ред.]», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Ученов.
«"Профессионалитет" — прекрасная программа, я считаю, что она будет развиваться и будет подталкивать университеты быть более гибкими в работе с работодателями», — исполняющий обязанности ректора ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Борис Коробец.
Вузы и работодатели должны теснее взаимодействовать при подготовке кадров
«Мир очень быстро меняется, а чтобы что-то изменить в образовательной программе, как тоже было замечено, нужно внести изменения во множество документов. Но, на мой взгляд, главное — это не документация, не то, что мы декларируем как изменения, а суть, повышение качества образования, которое сегодня должны давать университеты. Оно [повышение качества образования. — Ред.] возможно только в том случае, когда и университет меняется под потребность работодателя, и работодатель тоже не оставляет университет без внимания. Это улица с двусторонним движением», — исполняющий обязанности ректора ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Борис Коробец.
«Это улица с двусторонним движением. <…> По одним направлениям необходимо формировать программы вместе с конкретными работодателями, а по другим мы должны развивать собственное понимание и собственные компетенции без привязки к ним», — исполняющий обязанности ректора ФГАОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана» Михаил Гордин.
ПРОБЛЕМЫ
Недостаточная профориентационная работа с детьми, и, как следствие, неосознанность при выборе вуза и будущей специальности
«Профориентация очень важна, потому что проблема, которую система высшего образования испытывала и продолжает испытывать в некоторой степени даже сейчас — это неосознанный приход детей в вузы. Поступление ради поступления. Хотел ли поступить? Почему поступил? А нужна ли тебе вообще эта специальность и эта профессия?», — Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
«Честно скажу, что часто сталкиваемся, как работодатели, с неосознанным выходом на работу уже у многих людей [после неосознанно полученного образования. — Ред.]», — старший вице-президент, руководитель департамента по работе с премиальными клиентами Банка ВТБ (ПАО) Дмитрий Брейтенбихер.
Отток из страны российский специалистов, работающих в зарубежных компаниях
«За последние полгода раз в неделю мы с вами читаем сообщения о том, что та или иная западная компания закрыла свой инжиниринговый центр, вывезла 200, 300, 100, 25 человек в Казахстан, Узбекистан, Германию и так далее. Но это наши граждане, высококвалифицированные и образованные. Почему мы их упускаем сегодня, почему мы их не удерживаем?» — Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Денис Кравченко.
«Работа ведется со всеми крупными игроками, которые закрывают свои производства в России и уходят. <…> Делается все возможное, чтобы не уезжали наши граждане за рубеж», — уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева.
РЕШЕНИЯ
Непрерывное самообразование как способ адаптации к быстро меняющимся условиям экономики
«На мой взгляд, самое важное качество, которое нужно воспитывать, и мы пытаемся воспитывать его в наших сотрудниках — это постоянное самообразование. То есть образование должно идти непрерывно, длиться всю жизнь. Именно это залог адаптивности человека в нашем быстро меняющемся мире», — старший вице-президент, руководитель департамента по работе с премиальными клиентами Банка ВТБ (ПАО) Дмитрий Брейтенбихер.
«Самое главное, как мне кажется, смирение и постоянная работа над собой. С одной стороны, не все подвластно человеку, и надо понимать, где кончается граница твоих возможностей и становится необходимо попросить "помощь зала". С другой стороны, если я верю, что завтра смогу быть чуть лучше, чем сегодня, то мне это даст силы смириться с тем, что сегодня я могу сделать что-то не так, потому что у меня всегда будет шанс продолжить это завтра», — заместитель Председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева.
Ранняя профориентация и начало подготовки к обучению будущей специальности в школах
«Расхожее есть мнение, что школьники — это некое будущее. На самом деле это не так — они уже настоящее. И готовить кадры нужно начинать в школе, а лучше еще раньше в нынешней экономике», — Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
«Я согласна с тезисом, что нужно готовить кадры со школьной скамьи. В Москве действуют 222 инженерных класса, их число с каждым годом на 50 классов увеличивается. Из этого можно сделать вывод, что на них есть спрос, что это эффективная модель. В Москве 141 предпринимательский класс, я активно работаю со всеми московскими школьниками и вижу запрос на обучение предпринимательству, на отдельные IT-классы. Московские школьники готовы встраиваться в ресурсную среду с вузами, работодателями — это очень хорошая связка», — уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org