1 сентября 2022
6 сентября 2022 года в рамках деловой программы VII
Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке с 5 по 8
сентября, состоится деловая сессия «Северный завоз: новая система снабжения».
Участники мероприятия обсудят повышение эффективности северного завоза и
транспортно-логистических решений в синергии с Северным морским путем (СМП), а
также вопросы правового регулирования на федеральном уровне, введение в
эксплуатацию цифровых сервисов прогнозирования для обеспечения надежности и
сроков поставки грузов.
В
дискуссии примут участие первый заместитель Министра Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов; председатель Комитета
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию
Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов; заместитель генерального
директора ПАО «РусГидро» Александр Чариков; председатель Комитета Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному
устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Андрей Шевченко и заместитель председателя Комитета Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
Модератором
деловой сессии выступит директор Восточного центра государственного
планирования ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
К
территориям северного завоза относятся населенные пункты 25 субъектов
Российской Федерации с населением более 3 миллионов человек. Ежегодно в районы Крайнего
Севера и приравненные к ним местности завозят около 3,1 миллиона тонн грузов
жизнеобеспечения. Большую часть этих грузов – 75 процентов – составляют
топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджетов на северный завоз
достигают 14,2 миллиарда рублей в год. Обеспечение бесперебойного снабжения
территорий северного завоза – важное условие стабильного развития страны. Эта
задача является зоной особого внимания и контроля со стороны В.В. Путина. Во
исполнение поручения Президента России Правительство Российской Федерации
разрабатывает проект федерального закона о северном завозе, принятие которого
позволит обеспечить надежность и своевременность снабжения районов Крайнего
Севера и приравненных к ним территорий, а самое главное, снизить стоимость товаров
для северян.
В
2021 году на полях Восточного экономического форума между ФАНУ «Востокгосплан»
и ГК «Росатом» было подписано соглашение о взаимодействии в рамках проекта по
цифровому двойнику Севморпути и создаваемой единой платформы цифровых сервисов
Северного морского пути (ЕПЦС СМП) «АрктикЛабс». Цифровой двойник СМП состоит
из нескольких связанных моделей и позволяет подготовить комплексный прогноз при
различных сценарных условиях – от оценки эффективности инвестиций в
инфраструктуру пути и введения нового транспорта до планирования доставки груза
конечному потребителю. Сейчас система «цифрового завоза» готовится к этапу
опытной эксплуатации, в ходе которого будет реализовано подключение слоев
гидрометеоинформации и данных локаций кораблей и ледоколов. Подключение
существенно повысит точность прогноза погодных условий и эффективность
логистических схем доставки грузов.
«Благодаря этому
проекту северный завоз станет прозрачнее, понятнее с точки зрения логистики,
затрат, объемов перевозки. Сформирована единая информационная система, основная
задача которой – обеспечение надежности поставок, гарантии того, что продукты
доставят в срок. Сам программный продукт работает в пилотном варианте и
позволяет прокладывать маршруты как для отдельных транспортных единиц, так и
для групп грузов с учетом наличия возможностей их хранения и перевалки.
Естественно, все это происходит с непосредственным участием региональных
властей. Например, планы по создаваемым логистическим центрам на севере Якутии
позволяют проводить расчет по их предполагаемой необходимой мощности и
обоснованию развертывания в том или ином районе», – рассказал директор Восточного
центра государственного планирования ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
«Законодательное
обеспечение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны
требует систематизации. Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а
также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия „северный завоз“
и единых подходов к планированию и прогнозированию объемов поставок определяют
существенные различия региональных систем жизнеобеспечения труднодоступных
территорий. Они не позволяют сформировать единый, хорошо работающий механизм
для осуществления поставки грузов в удаленные районы Арктики и Дальнего
Востока»,
– отметил председатель Комитета
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию
Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
Всего в программу VII Восточного экономического
форума включено более 90 деловых мероприятий, в том числе панельные сессии,
круглые столы и бизнес-диалоги. Тема Форума – «На пути к многополярному миру».
Подробная информация о деловой программе ВЭФ-2022 – на официальном сайте: forumvostok.ru. Организатор
Восточного экономического форума – Фонд Росконгресс.
Все оперативные новости о подготовке ВЭФ-2022 – в официальных
соцсетях Форума.
Telegram: t.me/roscongress
ВК: Восточный экономический форум (vk.com)